Прошло всего несколько месяцев с момента вступления в силу норм об уплате минимальных обязательных взносов государственного социального страхования (ГАСС), и уже стало понятно, что на первый взгляд благая идея была реализована не лучшим образом. Возможными последствиями являются падение качества предоставляемых услуг и увеличение теневой доли.
Надо признать, что последние два года были непростыми для поставщиков клининговых услуг – из-за вводимых ограничений спрос периодически колебался, вследствие чего борьба за контракты стала намного более ожесточенной. Например, число претендентов при объявлении государственных закупок увеличилось в два, а то и в три раза по сравнению с допандемийными временами, а количество участников конкурсов иногда достигает целых 15.
На первый взгляд может показаться, что это неплохо – высокая конкуренция теоретически должна вынуждать компании внедрять более эффективные решения, чтобы предлагать ту же цену. Но реальность иная.
Во-первых, введение мер эпидемиологической безопасности (использование дополнительных дезинфицирующих средств, более тщательная уборка и т. д.) увеличило затраты, а стоимость контрактов по абсолютно объективным причинам выросла на 3-10%.
Во-вторых, следует напомнить, что клининговая отрасль является одной из тех, где затраты на рабочую силу составляют около двух третей (60-70%) от себестоимости услуг. Специфика данных работ заключается в большом количестве работников, работающих на неполную ставку, и труде в нерабочее время – по утрам и вечерам. Это означает, что новый порядок обязательных взносов ГАСС сам по себе влечет дополнительные расходы, поскольку частичные ставки сотрудников не всегда можно объединить так, чтобы была полная ставка. Ситуацию с сотрудниками делает еще более напряженной тот факт, что все больше компаний и учреждений запрашивают у уборщиков интероперабельный сертификат COVID-19. Помимо прочего, это означает, что зачастую приходится искать новых работников. И не потому, что имеющиеся плохо работают, а потому, что нет возможности составить подходящий график работы.
Возможно, в более спокойные времена возросшие расходы на сотрудников можно было бы аккумулировать хотя бы частично, если бы не бешеная конкуренция, в условиях которой менее опытные или мелкие поставщики услуг резко снижают цены.
В результате в отрасли наблюдаются ситуации, когда оказывать качественные клининговые услуги по оговоренной цене уже не представляется возможным. Это просто неосуществимо. Если только не поставить некоторых уборщиков в «тень», т. е. принимать на работу полулегально или даже нелегально. Это серьезно осложняет нормальную конкуренцию, поскольку ясно, что стоимость рабочей силы будет намного выше при уплате всех налогов, чем при уклонении от их уплаты.
Что же делать? Конечно, мы не можем существенно повлиять на общий ход развития событий в бизнес-среде и обществе. Мы не можем изменить того, что спрос на гостиничные услуги будет сниженным еще очень длительное время, или что многие офисные работники перейдут или будут вынуждены перейти на работу из дома. Но мы можем усовершенствовать порядок применения налогов на рабочую силу, чтобы намеченные изменения действительно достигли цели и защитили работающих людей.
Одной из самых больших проблем нового регулирования ГАСС является тяжелая система расчетов. А именно, работодатель обязан доплатить разницу минимального взноса ГАСС в размере до 170 евро с отсрочкой в несколько месяцев, когда Государственное агентство социального страхования соберет всю информацию о доходах человека и уведомит об этом Службу государственных доходов. Это означает, что мы должны создать накопления на несколько месяцев, размер которых, по нашим расчетам, должен соответствовать обязательным платежам ГАСС. Если неполную ставку работают только некоторые, то для стабильной компании такая заморозка средств не слишком обременительна. Однако если работающих на неполную ставку много, как в клининговом бизнесе, то это мероприятие становится затруднительным. Особенно, если на работника не возложена обязанность сообщать работодателю, работает ли он где-то еще или нет.
Аналогичное требование об обязательных минимальных взносах ГАСС действует и в Литве, но компаниям в соседней стране жить проще, т.к. работодатели заранее знают, сколько взносов нужно будет сделать за работника. На мой взгляд, аналогичный принцип должен быть введен и в Латвии, а именно – компании должны иметь возможность своевременно планировать свои платежи. Можно вменить в обязанность информировать работодателя о других трудовых правоотношениях, с указанием объема ставки, внедрить общий взнос ГАСС без разделения между несколькими работодателями, или найти другое решение.
Конечно, это не снизит обеспокоенность средних и мелких предпринимателей, которые считают, что необходимость платить более высокие взносы ГАСС за работников на частичной ставке слишком дорогим удовольствием и поэтому планируют просто ликвидировать частичные ставки. Однако это позволит снизить риски недобросовестной конкуренции в отраслях, где количество частичных ставок по объективным причинам является большим.